?

Log in

No account? Create an account
horse

baumgertner in perumovworlds

Конкурс «Мегаобъективность-2». Номинация «Дополнительный приз»

Пост для итоговой рецензии НА ВЕСЬ ПРОЕКТ «Ник Перумов. Миры»
«Свеча Хрофта» Дарьи Зарубиной, «Камень без меча» Аркадия Шушпанова, «Сердце твари» Натальи Каравановой, «Око Эль Аргара» Эрика Гарднера, «Ловец тумана» Сергея Игнатьева, «Перворожденная» Юстины Южной, «Два сердца Дио» Натальи Болдыревой, «Звезда творения» Ирины Черкашиной, «Терракотовые сестры» Милы Коротич, «Халт» Юлии Рыженковой

Comments

Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жанра

Рецензия-обзор десяти книг серии «Ник Перумов.Миры»

Надеюсь, мне простится нежелание в очередной раз описывать бесчисленные стигмы и составляющие несомненного обаяния фэнтези как жанра, осмотрительно ссылаясь на классиков, полуклассиков и просто имена на слуху в качестве не то печальных примеров, не то вех и ориентиров.
Тем более, что и внутри жанра после всего-то дюжины десятилетий (берем в среднем, хорошо?) нынче неимоверное разнообразие, разброд и шатания. И вот что характерно – и достаточно странно, как по мне: стоит лишь упомянуть фэнтези как жанр любому серьезному литературному критику и знатоку, как немедленно пойдут ассоциации с эскапизмом и сублимацией; такое впечатление, разговор незаметно переместился с пыльного, хоть более-менее прочного табурета, ножки враскоряку, у барной стойки – прямиком на кушетку психоаналитика.
Странно ли, что так хочется подчас присмотреться поближе – к жанру, не к критикам. Почему его критикуют? Зачем?
Проклятые вопросы…


Если вульгаризировать и опошлить теорию фракталов, в общих чертах получится вот что: общие свойства явления, присущие ему в малых количествах, повторятся и при возрастании масштаба; контур маленького камешка на вершине горы, как объясняет один из героев Майкла Крайтона, непременно повторит контур горы в целом.
Идея использовать какую-нибудь совокупность жанрово определенных книг для того, чтобы продемонстрировать явление в целом – основана на примерно таких же рассуждениях.
Казалось бы, серия, целиком и полностью основанная на сконструированном одним автором мироздании, серия, целиком и полностью вписанная в рамки не только жанра, но и заданных оригинальными произведениями тональности и условностей хронотопа, - идеальный вариант для разгрома и порицания, лучше которого разве что десятки томов саг про Ричарда Блейда либо Ричарда Длинные Руки. Однако – увы и ах, на поверку все далеко не так однозначно. И это в тысячу раз лучше!
Десять книг серии «Ник Перумов.Миры», изданные на сегодняшний день, как нельзя лучше проиллюстрируют сущность фэнтези, как она есть, не потому, что они – какой-то мифически простой «серийный продукт», которым ругаются современные ценители и высоколобые критиканы, но потому… потому что они – то, что они есть.
На самом деле, в обойме серии оказались книги совершенно различные как по уровню мастерства, так и по зрелости мировоззрения, и по сложности проблем, которые авторы принимались решать. Книги не сходны буквально ни в чем – от языкового уровня и до техники построения фабулы.
И именно этим, внешним обликом непричесанных и самобытных «одиноких чудаков», как выразилась Туве Янссон (и приложил уже к неординарным авторам твердой фэнтези Майкл Суэнвик), они как раз и похожи – фрактально подобны, угу, - на настоящую фэнтези, какой мы ее любим.
В отличие от столь популярных нынче «проектов», представляющих серию разнородных и разве что случайно удачей да несомненным талантом вклинившегося в ряды тянущих носок мастера (что случается гораздо реже, чем хотелось бы), у рассматриваемых книг – совершенно необщее выражение лица, что подчеркивается даже оформлением обложек – пусть достаточно странных на общем фоне (как фэнтези – ни драконов, ни мускулистых молодцев, ни полуголых тетенек с пожаром либидо в громадных глазах, - так и прочих серий – где непременно военная техника, стволы, руины и суровые уголовники, обещающие спасение мира единственно возможным способом), но по-своему интригующих и обаятельных.
Нет, разумеется, мы найдем, поискав, и конных витязей, и монстров огромных многоруких, и даже полуголую кралю количеством одна штука и выглядящую так, что ей хочется посоветовать одеться – но как минимум с безопасного расстояния посоветовать, а лучше из бункера… вот только все они не самоцель, а иллюстрация, что уже много по нынешним-то временам. И хотя зачастую с выбором сцены и решения таковой иллюстрации хочется спорить, заначив подручный предмет поувесистее, - но заметно, что художники оформляли книги, а не серийные продукты; это подкупает.

Re: Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жан

И служит первым звоночком перед непосредственным знакомством с последовательностью текстов, принявших равнение не на стандарт и шаблон, не на мэтра даже (хотя на такого мэтра вроде бы и не грех…), а на некий горизонт, на окоем вдали. На, если будет мне позволено, гамбургский счет и литературу в целом.
Между прочим, отсутствие единого рецепта, наподобие: два героя, одна девушка, хэппи-энд с количеством потерь второстепенных героев не более 25 процентов, - не просто смещает акценты – оно вообще отбрасывает правила такого рода игр, не столь уж редких, и, разумеется, достаточно удачных за счет… за счет, например, конъюнктуры, ориентированности на публику, восторгающуюся онлайн-играми, или одной конкретной игрой, или… или.
Да, здесь все иначе: десять разных авторов – разный опыт, разные взгляды, абсолютно разные навыки, - честно и в полную силу попробовали сыграть свои пьесы в декорациях чуждого мира. Вышло ярко и выразительно, а что не хватает на данный момент неких результирующих текстов, некоей точки сборки, - так ведь не вечер еще, если я правильно понимаю. Не вечер.
Не буду лицемерить, говоря, будто так уж гладко получится соединить воедино образы мира, данного в «Ловце тумана», «Звезде творения» и «Халте», например. Больше скажу: во многом они удивительно противоречивы, ко многим вопросам подходят по-разному, и магия, и сами Равновесие с Хаосом – совершенно иначе поданы в той или иной книге, варьируя от мистического прозрения и подвига самосовершенствования до разновидности сугубо бездушного использования неведомых нам законов мироздания, меняясь от инфернального облика Всеобщей Смерти до протомироздания – Первичного Бульона в масштабах миллиарда миров, превращаясь то в хорошо структурированный Орден со своими боевыми единицами, то в братство прекраснодушных отшельников, не смыслящих и понюшки происходящего. Это разные взгляды на одни и те же три мира, это разные срезы, разные плоскости, непохожие друг на друга представления и картины мира… но, положа руку на сердце, кто готов согласиться, что видит мир так же, как сомалийский пират, шахид или тибетский монах? Что понимает силы, управляющие миром, так же, как колумбийский наркобарон или детройтский исполнитель в стиле рэп, как инуит или папуас, как торговец на рынке или рыболов-помор? В этом еще одна глубокая правда книг серии – смотря по тому, чьими глазами нам приходится смотреть на мир, изменяется и сам мир. Вот вам десять глобусов Тройственного Закрытого Мира в Упорядоченном, получите, распишитесь… и ведь это ну явно не все.
Снова и снова авторы задаются роковыми вопросами предопределенности и фатума, неизменно подводя к мысли о том, что никто, сколь бы ни был посвящен злу, не обязан злу служить, но может изменить судьбу и переломить ход вещей. Снова и снова мы оказываемся немыми и взволнованными свидетелями того, как ради лучшей судьбы, ради собственных товарищей и ради самого мира человек все дальше заходит по скользкой дороге предательства, жертв и измены. Снова и снова повторяется история с колдовским сердцем, одинаково жутко подтверждая: чье бы сердце ни билось в груди, невозможно, недопустимо, нельзя становиться тварью самому!
Любовь или власть, богатство или благополучие близких, покой или бессмертие – для каждого героя находится свой пробирный камень, отыскивается собственный соблазн, прочная опора для рычага, переворачивающего всю душу. Так неспешно разворачивается перед нами не то человеческая, не то божественная комедия Упорядоченного…
Несложно будет указать и на недостатки книг – в той на присущую временами простоту и невзыскательность слога, в этой – на разорванный, да так и не увязанный воедино сюжет, в тех – на то, что многие детали снова и снова противоречат каноническому тексту… но для того, чтобы увидеть книги полностью, для того, чтобы не рассечь вуаль прелестной иллюзии иглами критически настроенного ума, достаточно всего лишь с доверием и открытым сердцем принять доверчиво протянутую авторами ладонь. И вместе с героями отправиться в миры, где почти все почти так, как у нас, но в которых чуть больше решимости и у которых чуть больше надежды.
Это немного, но оно того стоит.

Re: Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жан

+1

Re: Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жан

Ссылка на конкурс: http://helgvar.livejournal.com/22317.html

Re: Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жан

+1

Re: Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жан

+1

Re: Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жан

+1

Re: Времена чужой отваги, или Десять книг как силуэт жан

+1